- Вечерня
- ежедневная церковная служба, отправляемая перед вечером. Так как вечером началось творение мира, то Церковь в вечернем Богослужении прежде всего прославляет Бога за блага творения, руководствует и возбуждает верующих, напоминая о грехопадении прародителей, к сознанию грехов своих и, наконец, преднапоминает нам о смерти, сближая вечер дня с вечером нашей жизни. После начальных молитв, В. открывается чтением 103-го псалма, называемого предначинательным, так как он предначинает собою вечернее Богослужение и в нем изображается мироздание в том порядке, как оно изложено у Моисея, и прославляется Создатель. Торжественное прославление Господа переходит в скорбное исповедание грехов. Уже во время чтения псалма священник читает перед закрытыми царскими вратами вечерние молитвы, напоминая собою и Адама, изгнанного из рая и кающегося перед вратами его, и ходатая И. Христа. Молитвы эти наз. светильничными, потому что во храме возжигаются светильники и потому что в них свящ. молит Господа, живущего во свете неприступном, о даровании света невещественного и о просвещении им наших душ. За псалмом следует великая ектения; в ней испрашивается именно то, чего мы лишились чрез грехопадение мир с Богом, ближними и с самими собою в чем мы более всего нуждаемся по своему греховному состоянию. Чтением одной из кафизм Псалтири Церковь руководствует нас к исповеданию грехов; чтение кафизмы заключается малой ектенией. Далее Церковь внушает упование на Господа, что Он не замедлит со Своей помощью, и воспоминает каждый день того или иного святого, то или иное благодеяние Божие. Песнопения, имеющие своим содержанием такие воспоминания, поются за стихами псалмов и наз. стихирами, на Господи воззвах. Стихиры обыкновенно присоединяются к тем стихам псалма, в которых псалмопевец обращается от грешников к праведникам. Пение стихир заключается богородичным, кратким молением, обращенным к Пр. Богородице, об испрошении нам от Господа прощения и помилования. Пение псалма 140 и следующих за ним песнопений сопровождается каждением всего храма. После богородична поется песнь: Свете тихий, которая изображает пришествие на землю тихого света в кротком лице И. Христа, Который, ради нашей немощи, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного. Затем полагается прокимен дня. Далее Церковь просит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер и эту просьбу подробнее раскрывает в ектении просительной: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, в которой испрашиваются у Господа блага духовные в продолжение настоящей жизни, при конце ее и за пределами ее в жизни будущей. В соответствии с этими молениями Церковь далее в стихирах стиховных воспевает оправданных и прославленных уже святых Божиих или спасительные для людей события, и это прославление укрепляет в душе христианина желание искать и обрести то блаженство, которое уготовано Господом для праведных. В этом желании он взывает словами Симеона Богоприимца, который на конце дней своих увидел спасение Израиля: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко. Таким образом, увидевши пришествие тихого света, мы переносимся теперь, отходя ко сну, подобию смерти, к самой смерти и просим у Господа христианской кончины живота нашего. Далее следуют трисвятое, молитвы к Пр. Троице и молитва Господня, в которых мы выражаем, что мы уже видели и познали свет Израиля. Затем поется тропарь святому и богородичен, произносится сугубая ектения и бывает отпуст. Таков состав обычной, вседневной вечерни; от нее отличается малая и великая. Настоящий порядок и состав веч. восходит к глубокой древности, с некоторыми частями встречаемся мы уже в IV и V веках. Веч. в русской церкви начинает встречаться с XIII в., теперь она короче тогдашней.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.